«Успешная адаптация детей к детскому
дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий».
Актуальность проблемы
адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это
связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в
него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением
поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс
приспособления организма, который происходит на разных уровнях –
физиологическом, психологическом, социальном.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой
неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях
дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и
воспитателями.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного
учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной
нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего
дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и
защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ
заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в
детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.
К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может
отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются
нежелательные привычки.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности,
высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи,
определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих
адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее,
мешающих адекватно приспособиться.
Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям
существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном
учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному
приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное
отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается
в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.
Адаптация ребенка к ДОУ складывается из психологической и физиологической
адаптации. Причем психологическая адаптация заключается в отрыве от
домашней обстановке, вхождение в социум, является ключевой проблемой
«детсадовцев». Именно поэтому основной акцент в своей работе я сделала на
психологическую адаптацию, при этом физиологическая адаптация детей ни в коей
мере не умаляется и работа по ней проводится параллельно.
Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей
среде: а) творческий стиль- ребенок старается активно изменять условия
окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается
сам; б) конформный стиль - ребенок просто привыкает, пассивно принимая все
требования и обстоятельства окружающей среды;
в) избегающий стиль - ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет
или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным, является
творческий стиль. Наименее оптимальным - избегающий. По проблеме
психологической и физиологической адаптации детей к условиям ДОУ я пришла к
выводу о необходимости помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым
условиям существования.
Одна из задач
адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее
освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так
он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают,
в каком помещении он живет. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире
знакомство проводится в игровой форме.
На протяжении всего адаптационного периода проводились игровые занятия,
основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей,
эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней
двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия
детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания;
развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений
и навыков. В основную часть занятия входили игры и упражнения, которые
позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции,
взаимодействовать с окружающими. Также, в процессе адаптации, приветствуется,
когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки. В работе с детьми используем систему
оздоровительных мероприятий:
I. Закаливание воздухом:
- утренний прием на свежем воздухе в летний период;
- воздушные ванны с упражнениями;
- воздушные ванны;
- прогулка в группе в холодную погоду;
- постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима
- ходьба по массажному коврикам;
III.
Дополнительные закаливающие процедуры:
- пальчиковая гимнастика;
- хождение босиком;
Ни родитель, ни педагог не могут облегчить
процесс адаптации в одиночку.
Основными формами работы детского сада и семьи:
- консультации;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- беседы;
- выставки;
- папки передвижки.
Показателями
окончания адаптационного периода является: спокойное, бодрое, веселое
настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к
предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение
общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать
положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по
режиму времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш
с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там
друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период
закончился
Успешная адаптация - это залог физического и психологического благополучия
ребенка.