Среда, 08.05.2024, 06:01
Приветствую Вас, Гость

"Моторика  руки  и  цвет  неразрывно  связаны"

План:

 

Консультация  «Моторика  руки  и  цвет  неразрывно  связаны» (Пальчиковые игры)

 

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:        

- Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

- Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.

- Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

Ход:
Беседа с родителями. Вопросы:

Занимаетесь ли Вы с детьми пальчиковой гимнастикой?

Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант.

Введение

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
 - На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

 

Например, мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.
  

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Как  известно  уже  давно, рисование  является одним из  важнейших  средств  познания  огромного  мира  и развития  знаний  эстетического  восприятия. И  ведь оно  так  неразрывно  связано  с  творческой  деятельностью  ребёнка. Детское  рисование - заключает в себе очень  большие  возможности. Оно  является  средством эмоционального, эстетического, умственного развития детей. В  процессе  рисования  совершенствуются  все психические  функции: память, воображение, зрительное  восприятие - развитие  глазомера, мышление - умение  анализировать, сравнивать, сенсорное  восприятие, у детей совершенствуется эстетическое  восприятие, художественный  вкус, развивается наблюдательность,  творческие  способности.  Рисунок - продукт  изобразительной  деятельности ребёнка, он  позволяет  выделить  основные  проблемы в  процессе  изодеятельности, но  и  с  другой  стороны - найти  пути  их  решения.

Одной  их  важнейших  проблем  в  рисовании - является  недостаточное  развитие  мелкой  моторики, и  мелкой  моторики  рук. И  ведь  это  встречается практически  у  всех  детей. А  это  во  многом  сдерживает  ход  и  творчества, и  общий  уровень  сенсорного развития, в  особенности  речь  и  мышление.

Как  мы  уже  знаем, мышцы  рук  выполняют  три  основные  функции:   

1.Органов  познания.

2.Органов  движения.

3.Аккумуляторов  движения (и мышц и других органов).

Если  ребёнок  играет с какой-либо  игрушкой, то мышцы  и  кожа  рук  в  это  время  заставляют  и  мозг, и  глаза  осязать, видеть, запоминать, различать: Руки не просто трогают, они познают, а мозг фиксирует ощущения  и  восприятия, соединяя их  со  зрительным, обонятельным, слуховым  в  сложные  образы: Современные  учёные  утверждают - работа  пальцев развивает  речь. Отсюда  вывод: рисовать  детям необходимо  так же как  и  разговаривать. Ну  а  для  того  чтобы  развить  кисти, в  работе следует использовать  различные  пальчиковые  гимнастики. Они  могут  быть  и  в  стихотворной  форме, а  можно придумать  самим, что-нибудь  оригинальное. Например: тактильные  ощущения,  которые  так необходимы  детям  в  течении  дня, можно  при помощи  игр - массажа  воплотить  в  действительность.

   Пальчиковая гимнастика:

- Способствует овладению навыками мелкой моторики;

- Помогает развивать речь ребенка;

- Повышает работоспособность коры головного мозга;

- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

- Снимает тревожность.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
   Что же относится к детскому фольклору?


Потешки – Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока». 
Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»
Солнышко – вёдрышко,           растопырить пальцы обеих рук.
Выгляни в окошко,                        изобразить «Окошко»
Твои детки пляшут,                 шевелить пальчиками
По камушкам скачут.               Стучать пальчиками по столу.
Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. 
   Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.
Движение самомассажа:

- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло,  как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;

Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.

Например, «Этот пальчик …»
Этот пальчик хочет спать,            загибание пальцев, начиная с мизинца
Этот пальчик – прыг в кровать,   
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж уснул, 
Этот пальчик – давно спит.         Большой палец уже загнут
Тише, тише не шумите,              
Наши пальчики не будите.
Встали пальчики! Ура!                 Растопырить пальцы и пошевелить 
В детский сад идти пора!             ими

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:                                                                       
 «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки  поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и  мизинца. "Поздороваться" пальчиками  на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» -  указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает"  по столу.
«Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а           указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. 
«Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз. 
«Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
«Очки»- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их

Хлопки:

- обычные;
- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;
- хлопки ладонями, сложенными чашечками;
   Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.
Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.

 Заключение

 Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
    Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.