"Моторика руки и цвет неразрывно связаны"
План:
Консультация «Моторика руки и цвет неразрывно связаны» (Пальчиковые игры)
Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
- Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
- Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.
- Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).
Ход:
Беседа с родителями. Вопросы:
Занимаетесь ли Вы с детьми пальчиковой гимнастикой?
Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант.
Введение
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.
Например, мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Как известно уже давно, рисование является одним из важнейших средств познания огромного мира и развития знаний эстетического восприятия. И ведь оно так неразрывно связано с творческой деятельностью ребёнка. Детское рисование - заключает в себе очень большие возможности. Оно является средством эмоционального, эстетического, умственного развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: память, воображение, зрительное восприятие - развитие глазомера, мышление - умение анализировать, сравнивать, сенсорное восприятие, у детей совершенствуется эстетическое восприятие, художественный вкус, развивается наблюдательность, творческие способности. Рисунок - продукт изобразительной деятельности ребёнка, он позволяет выделить основные проблемы в процессе изодеятельности, но и с другой стороны - найти пути их решения.
Одной их важнейших проблем в рисовании - является недостаточное развитие мелкой моторики, и мелкой моторики рук. И ведь это встречается практически у всех детей. А это во многом сдерживает ход и творчества, и общий уровень сенсорного развития, в особенности речь и мышление.
Как мы уже знаем, мышцы рук выполняют три основные функции:
1.Органов познания.
2.Органов движения.
3.Аккумуляторов движения (и мышц и других органов).
Если ребёнок играет с какой-либо игрушкой, то мышцы и кожа рук в это время заставляют и мозг, и глаза осязать, видеть, запоминать, различать: Руки не просто трогают, они познают, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительным, обонятельным, слуховым в сложные образы: Современные учёные утверждают - работа пальцев развивает речь. Отсюда вывод: рисовать детям необходимо так же как и разговаривать. Ну а для того чтобы развить кисти, в работе следует использовать различные пальчиковые гимнастики. Они могут быть и в стихотворной форме, а можно придумать самим, что-нибудь оригинальное. Например: тактильные ощущения, которые так необходимы детям в течении дня, можно при помощи игр - массажа воплотить в действительность.
Пальчиковая гимнастика:
- Способствует овладению навыками мелкой моторики;
- Помогает развивать речь ребенка;
- Повышает работоспособность коры головного мозга;
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- Снимает тревожность.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Что же относится к детскому фольклору?
Потешки – Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока».
Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»
Солнышко – вёдрышко, растопырить пальцы обеих рук.
Выгляни в окошко, изобразить «Окошко»
Твои детки пляшут, шевелить пальчиками
По камушкам скачут. Стучать пальчиками по столу.
Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.
Движение самомассажа:
- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;
Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.
Например, «Этот пальчик …»
Этот пальчик хочет спать, загибание пальцев, начиная с мизинца
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик – давно спит. Большой палец уже загнут
Тише, тише не шумите,
Наши пальчики не будите.
Встали пальчики! Ура! Растопырить пальцы и пошевелить
В детский сад идти пора! ими
Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
«Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.
«Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
«Очки»- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их
Хлопки:
- обычные;
- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;
- хлопки ладонями, сложенными чашечками;
Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.
Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.
Заключение
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.